В декабре, когда многие люди готовились к зимним каникулам, создатели «Южного парка» объявили о выделении 20 миллионов долларов США на студию дипфейков Deep Voodoo, созданную дуэтом . В пресс-релизе компании говорится, что средства помогут ей предложить «непревзойденные визуальные эффекты смены лица художникам, продюсерам и создателям контента по всему миру».

Голливудские связи Deep Voodoo делают его особенно привлекательным, но это далеко не единственное. Десятки стартапов сейчас предлагают услуги, основанные на технологии дипфейков. Крупнейшая из них, лондонская Synthesia, привлекла 50 миллионов долларов в 2021 году и насчитывает более 100 сотрудников. И это, вероятно, только начало тенденции.

«Я думаю, будет справедливо сказать, что по мере того, как технологии становятся лучше и доступнее, все больше и больше людей начинают видеть потенциал в дипфейках. […] Единственное, что может замедлить этот рост, — это отсутствие четких правил и руководств по использованию дипфейков», — говорит Дмитрий Широносов, генеральный директор Everypixel Labs .

Что вообще делают дипфейковые компании?
Дипфейки вошли в популярную культуру в первую очередь благодаря вирусным видео. Нереальный Киану Ривз , популярный создатель короткометражек на YouTube, всего за несколько месяцев набрал десятки миллионов просмотров. Аналогичная учетная запись TikTok, deeptomcruise (которая создается ИИ-компанией под названием Metaphysic.ai ), имеет более пяти миллионов подписчиков. Это хитрый трюк, но как поддельные видео с Киану Ривзом, танцующим на своей кухне, трансформируются в стартапы, собирающие миллионы?

«Давайте посмотрим правде в глаза, привлечение внимания людей является ключевым фактором для любого человека в бизнесе, СМИ или даже правительстве, и дипфейки, безусловно, могут помочь в этом», — говорит Дмитрий Широносов, генеральный директор Everypixel Labs.
Связь может быть прямой. Deep Voodoo привнес технологию дипфейка в музыкальное видео Кендрика Ламара «The Heart Part 5». Лицо рэпера постепенно меняется в мгновение ока: в один момент он становится Канье Уэстом, а в другой — Уиллом Смитом. Цифровая манипуляция лицом актера (или, в данном случае, музыканта) не нова. Но дипфейки более гибкие и требуют меньше времени, чем аналогичные методы, что способствует их успеху в социальных сетях. Цифровое воскрешение Спока в Star Trek , хотя и более убедительное, чем результаты Deep Voodoo, потребовало часов подготовки, нанесения макияжа и протезирования в дополнение к сложным цифровым эффектам. Тем не менее, дипфейки также проникают в менее гламурные, более практичные роли. «Я считаю, что технологии дипфейков особенно повлияют на индустрию развлечений и рекламы. Он может полностью изменить то, как мы создаем и представляем контент, делая процесс быстрее и дешевле, а также открывая новые возможности для создания более реалистичных и привлекающих внимание спецэффектов», — говорит Широносов. «Давайте посмотрим правде в глаза, привлечение внимания людей является ключевым для любого человека в бизнесе, СМИ или даже правительстве, и дипфейки, безусловно, могут помочь в этом».

Лондонская компания Synthesia, основанная в 2017 году, демонстрирует, как это работает на практике. Компания предлагает более 85 «аватаров», которые можно использовать для создания видео на более чем 120 языках. Пользователи выбирают аватар, вставляют сценарий видео, которому они хотят следовать, и позволяют ИИ делать все остальное. Полученная видеопрезентация не будет продавать билеты в кинотеатры или лишать работы создателей YouTube, но она подойдет для обучающих видеороликов, информативных презентаций и учебных пособий.

Другие стартапы, такие как Maverick , продвигают дипфейки для отправки персонализированных видео в больших масштабах. Дипфейки могут позволить маркетологам записать видео один раз, а затем настроить его так, чтобы оно обращалось непосредственно к покупателю по имени или выделяло продукты способом, адаптированным для получателя. Если вы не закончите оформление заказа на часто посещаемом веб-сайте розничной торговли, он может подтолкнуть вас к автоматически сгенерированному видео со ссылкой на конкретный товар, оставленный в вашей корзине.

Не пора ли перестать беспокоиться и полюбить дипфейк?
Дипфейки существуют в дикой природе уже несколько лет, и за этим последовали опасения по поводу того, как они могут способствовать распространению дезинформации. Вирусный характер самых ранних дипфейковых клипов, в которых в качестве примеров использовались такие политические деятели, как Барак Обама и Дональд Трамп , казалось, подчеркивал эти опасения. Тем не менее, эти опасения не стали препятствием для стартапов в космосе, а компаний, которые каким-то образом используют технологии, которые можно было бы назвать «дипфейками», слишком много, чтобы их можно было сосчитать.

«Я думаю, будет справедливо сказать, что восприятие технологий людьми действительно изменилось с течением времени. Сначала люди могли колебаться или даже опасаться этого, особенно в отношении таких вопросов, как безопасность и конфиденциальность», — говорит Широносов. Тем не менее, за исключением Китая, который недавно ввел правила, требующие нанесения водяных знаков на дипфейки , правительства стран мира не предприняли регулирующих мер.Регулирование, если оно появится, может произойти слишком поздно, поскольку индустрия дипфейков развивается быстрыми темпами и разветвляется во многих направлениях. Техника дипфейка, используемая Deep Voodoo для музыки Ламара, играет совершенно иную роль, чем Synthesia, которая позволяет пользователям создавать видео, используя только сценарий. И это тоже отличается от таких компаний, как Maverick, которые позволяют пользователям настраивать части существующего видео.

Широносов считает, что, возможно, пришло время полностью отказаться от термина «дипфейк», поскольку возможности современных инструментов искусственного интеллекта превзошли узкий набор возможностей, первоначально описанный термином. «Честно говоря, мы даже искали чем-то заменить использование термина «дипфейк» в нашей работе, чтобы установить переход на следующий уровень», — говорит он.

Будущее дипфейков все еще пишется, но, похоже, оно включает в себя широкий спектр инструментов для обработки видео, которые позволяют редакторам улучшать, настраивать и персонализировать каждый аспект видео. И разве это не просто редактирование видео?